С 5 июля нотариусы могут самостоятельно запрашивать из Единого государственного реестра недвижимости сведения о документах, на основании которых у наследодателя в своё время возникло право собственности. Раньше такие сведения нотариусам должны были предоставить сами наследники, запросив их заранее через МФЦ или интернет.
При наследовании недвижимости нотариусу необходимо убедиться в том, что объект действительно принадлежал наследодателю, а также понять, как это право в своё время возникло: через куплю-продажу, дарение, приватизацию, договор пожизненной ренты и т.д. Документы, на основании которых наследодатель регистрировал своё право на недвижимость, относятся к тем сведениям Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), доступ к которым ограничен. Именно поэтому нотариус раньше не мог получить их самостоятельно, ему приходилось ждать, когда наследник предоставит ему необходимую информацию. В итоге процедура наследования затягивалась.
«Теперь же благодаря приказу Минэкономразвития от 20.03.2019 № 144 нотариусы приравнены к числу лиц, кому доступны подобные сведения: собственнику недвижимости, его законному представителю или доверенному лицу. В итоге число действий, необходимых при наследовании недвижимости, сокращается. Нотариус сам направляет в Федеральную кадастровую палату запрос. Причём в том случае, если нотариус подаёт запрос в электронном виде, ответ он получает уже на следующий день. Таким образом, от наследника требуется лишь заполнить в офисе нотариуса заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство», — комментирует заместитель директора Кадастровой палаты Пермского края Елена Тимшина.
Расширение перечня сведений, содержащихся в реестре недвижимости, которые нотариус вправе самостоятельно запросить, упрощает весь процесс оформления наследства.